Я никого не удивлю, если скажу, что есть фотоаппараты аналоговые, использующие фотопленку, и цифровые, где пленки нет, а изображение формируется на матрице и записывается на карточку памяти. Но все камеры, как аналоговые, так и цифровые, можно разделить на две большие группы, отличные по конструкции: фотоаппараты зеркальные и не зеркальные (даль-номерные, шкальные и др.). Это различие принципиально и, как мы увидим в дальнейшем, важно, потому что, выбирая камеру, надо знать преимущества и недостатки обеих систем.
В не зеркальных камерах фотограф смотрит в одно окошечко — видоискатель, а изображение через другое окошечко — объектив — попадает на пленку (или на светочувствительную матрицу). И все идет хорошо, пока фотограф снимает издалека, с большого расстояния. Но как только он начинает приближать камеру вплотную к объекту или нацеливать ее на микромир, появляются ошибки видения — параллакс. То есть фотограф через свое окошечко видит одно, а объектив через свое окошечко — другое. Это почти то же самое, как если бы мы приставили палец к носу и смотрели на него сначала одним глазом, а затем другим. Чувствуете разницу? Так и не зеркальные камеры, они требуют поправки при съемке с близкого расстояния, иначе фотограф снимет совсем не то, что он хотел. Но в остальном дальномерные камеры хороши, и такая марка, как, например, Leica, стала просто легендой в среде профессиональных фотографов.
Параллакс — несовпадение изображения, которое видит фотограф в видоискатель камеры, с изображением на пленке или матрице. Возникает только при съемках с близкого расстояния.
В зеркальных фотоаппаратах, или, как их чаще называют, зеркалках, фотограф реально смотрит через объектив и видит то, что в конце концов окажется запечатленным камерой. Сначала его взгляд проходит через видоискатель, затем систему зеркал в пентапризме и, наконец, устремляется через объектив прямо на выбранный сюжет. Такое устройство камеры позволяет применять в зеркал-ках различную сменную оптику и видеть изменения характера изображения. В зеркалках нет параллакса, как бы близко к объекту съемки фотограф ни приближался, поэтому их часто используют в прикладной фотографии: научной, медицинской и т. д. К ним выпускается огромное количество сменных объективов, и на сегодняшний день практически все новостные журналисты оснащены именно зеркальными камерами. Зеркалки легко распознать по горбатой пента-призме, возвышающейся над корпусом фотоаппарата.
Пленочные (или аналоговые) фотокамеры могут различаться по типу пленки: кроме обычных фотоаппаратов, снимающих на узкую кинопленку 35 мм, есть камеры, где применяется широкая 61 мм пленка, или, иначе, тип 120. Широкую пленку часто используют профессионалы, работающие в студиях или снимающие рекламу для глянцевых журналов.
Самыми распространенными среди прочей снимающей братии являются зеркалки, дальномерные «мыльницы» для пленки 35 мм или цифровые мыльницы-компакты. Почему «мыльницы»? Да потому что первые полностью автоматические и очень простые камеры были внешне похожи на пластмассовые мыльницы, да и сделаны они были целиком из пластика, включая дешевый объектив. Сейчас мыльницы сильно изменились, и некоторые дорогие модели не уступают по качеству изображения зеркальным аппаратам.
Некоторое время назад появились небольшие пленочные камеры, рассчитанные на любителей — система APS (Advanced Photo System). В этих камерах можно менять формат кадра, и фотограф сам выбирает, какой снимок делать: обычный или панорамный. В APS-камерах используется пленка в специальных кассетах, и после проявки лаборатория сразу печатает с пленок так называемый «индекс» — все отснятые кадры маленького размера на одном листе. Несмотря на кажущееся удобство формата APS, он не получил широкого распространения, по-видимому, из-за того, что ко времени их появления уже производились цифровые камеры. Но и сейчас на распродажах за границей можно встретить очень дешевые APS-камеры, которые можно купить на сдачу.
Как-то раз два Фотографа стояли и разговаривали друг с другом на околофотографические темы, а невдалеке за редакционным столом сидел третий Фотограф, коллега одного из собеседников. И вот этот третий сидит и активно так смотрит на дисплей своей дорогой цифровой камеры и что-то там все время нажимает, нажимает и крутит колесико, и даже как-то чересчур активно все это делает. «А что это с ним, он что, файлы со съемки просматривает?» — спрашивает один Фотограф у другого, у коллеги. «Не-а, — отвечает тот нехотя, — это он новую игру в камеру закачал и играет теперь все время». Проходит неделя, в редакции раздается звонок. Первый Фотограф снимает трубку и слышит на том конце линии второго Фотографа, тот возбужден, спешит, и нервно так спрашивает: «Слушай, я все обыскал, везде был, как эта ИГРА ДЛЯ ФОТОКАМЕРЫ-то называется, ее с диска или с Интернета закачивают?»
Комментариев нет:
Отправить комментарий