Дисторсия бочкообразная. Одно время было модным делать фотографии, пользуясь объективом «рыбий глаз» (Fish Eye). Все журналы, газеты, выставки были заполнены круглыми фото совершенно разных сюжетов, от спорта до портрета, как будто у фотографов был лишь один объектив, накрепко приделанный к камере. Постепенно мода сошла на нет, и, наигравшись новой техникой, профессионалы вернулись к традиционным объективам и реальному, не рыбьему взгляду на мир
Все современные объективы имеют высокую светосилу. Светосилу объектива определяют по максимально открытой диафрагме и обозначают в виде дроби: 1:2, 1:2.8, 1:4. Чем меньше диафрагменное (второе) число — тем лучше. Теоретически светосила
может быть 1.0, но это в случае отсутствия всяких потерь света в объективе. По значению светосилы можно судить о качестве объектива, любительский он или профессиональный. Например, объективы с максимальным относительным отверстием (читай — светосилой) 1.0, 1.4, 2.0 и 2.8 считаются профессиональными, практически при любом освещении можно снимать с рук при чувствительности ISO 400-800 единиц. Если максимальная светосила 3.5-3.8 или 4.0-5.6, то перед вами вероятнее всего любительский объектив. Надо сказать, что и цена у такого объектива будет на порядок меньше.
Меняя при съемке объективы с разным фокусным расстоянием или используя зум, вы тем самым меняете перспективу, заставляете оптику работать на вас и решать творческие задачи. Один и тот же сюжет, снятый различной оптикой, выглядит совершенно по-разному.
Используя сверхширокоугольники и помещая в кадр множество объектов, будьте очень осторожны. «Разваливая» пространство, они одновременно искривляют изображение в кадре, горизонтальные линии становятся кривыми.
Явление искривления пространства называется дисторсией. Дисторсия бывает бочкообразная и подушкообразная.
Сама по себе дисторсия не является ни достоинством, ни недостатком объективов. Если вы фотографируете сюжет и вам нужен реальный взгляд на вещи, а на фото все вертикальные и горизонтальные линии по краям кадра искривлены, то, разумеется, это недостаток. Но если вы снимаете сверхширокоугольником пейзаж и применяете дисторсию как художественный прием, само собой, пространственные искажения совершенно оправданны.
Для профессиональных съемок архитектуры, когда важно, чтобы вертикальные линии были действительно вертикальными, используются специальные шифт-объективы. Они позволяют исправлять искажения при съемке путем сдвига относительно камеры и пленки. Такие объективы недешевы, и вы не найдете их в обычных магазинах.
Для цифровых зеркальных камер, где используется сменная оптика, фокусное расстояние объектива обычно пересчи-тывается. Дело в том, что размеры матриц цифровых камер немного меньше формата кадра 35-миллиметровой пленки, и объектив «работает» центром, при этом его фокусное расстояние увеличивается в 1,3-1,6 раза. Это явление называют «кроп-фактор». Являясь преимуществом для телеобъективов, это свойство ограничивает возможности широкоугольной оптики. Конкретная величина пересчета у всех производителей камер примерно одинаковая — например, для цифрового Nikon D70 коэффициент пересчета 1,5 и стандартный зум 80-200 мм будет работать как зум 120-300 мм.
У камер с жестко встроенными объективами обычно дается кратность увеличения или пересчет фокусного расстояния, как для 35-миллиметровой пленки.
Комментариев нет:
Отправить комментарий