Диафрагма

фотография
На оправе каждого объектива (если у вас зеркальная камера) нанесены цифры. Это значения диафрагмы — величины, на которую открывается объектив, когда вы делаете снимок. Это могут быть: f/2,0; f/2,8; f/4; f/5,6; f/8; f/11; f/16; f/22.
В старом пособии я встретил такое определение диафрагмы: это величина открытия объектива, имеет значения отношения фокусного расстояния объектива к его относительному отверстию.
Сложно? Разумеется, и нет никакой необходимости помнить эти научные определения, важно знать, что чем больше число диафрагмы, тем меньше отверстие, через которое свет попадает в камеру. Диафрагма f/2,0 — это открытое отверстие объектива, а диафрагма f/16 — закрытое. При изменении значения диафрагмы на одну ступень количество света, попадающее в объектив, увеличивается или уменьшается в два раза. Например, при открытой диафрагме f/2,8 количество света в 2 раза больше, чем при диафрагме f/4, и в 16 раз больше, чем при диафрагме f/11.
Чем больше открыта диафрагма объектива, например f/2 или f/2,8, тем больше света попадает на пленку, тем больше возможностей для съемки при плохой освещенности. При закрытии объектива до крайних значений диафрагмы f/11; f/16; f/22 мы максимально уменьшаем количество света, попадающего в камеру.
Выбор верной диафрагмы очень важен, так как диафрагма не только ответственна за пропускание света, она также позволяет сделать резким все пространство кадра или выделить и подчеркнуть лишь сюжетно важный объект на фоне размытого и нерезкого заднего плана. Открывая диафрагму, мы пропускаем в камеру больше света и одновременно размываем фон, а закрывая ее, мы уменьшаем количество света и одновременно делаем резкими не только основные объекты съемки, но и все окружающее пространство в кадре.
Во многих современных фотоаппаратах значение диафрагмы может выводиться на жидкокристаллический дисплей или в видоискатель. Если в камере такой индикации нет, то, значит, камера очень простая и не позволит вам вмешиваться в процесс выбора диафрагмы. В этом случае остается довериться автомату или заложенной в камере программе.
Выбор правильной диафрагмы — одно из творческих решений фотографа. Когда вы снимаете пейзаж, вам важно, чтобы все пространство кадра было как можно более резким: передний план, дальний план. В этом случае вы можете закрывать диафрагму до 11 или 16. Но если вы делаете «портрет на фоне», сюжетно важным становится человек, а резкий фон будет лишь отвлекать внимание. В этом случае диафрагму можно открыть до 2,8, 4, или 5,6, чтобы человек был в фокусе, а задний план оказался размытым и нерезким. После некоторого количества попыток вы и сами должны это прочувствовать.

Комментариев нет:

Отправить комментарий